А вы когда-нибудь задумывались о том, каким должен быть идеальный тренер? Целеустремленным, коммуникабельным, уверенным в себе, эмпатичным или, может быть, бескомпромиссным фанатом своего дела? И вообще, идеальный - это какой? В буквальном значении - совершенный, образцовый, безупречный. Но может ли быть таким человек в принципе?
Однозначно нет. Универсального портрета идеального тренера во всех отношениях не существует. А вот вариантов как раз очень много. Примерно столько же, сколько и людей. Да, при опросе многие сойдутся в определенных характеристиках. Например, в том, что идеальный тренер должен быть эмоционально устойчивым, харизматичным и уверенным в себе лидером, способным все держать под контролем. Но такой наставник, скорее, больше подходит под портрет многообещающего тренера, способного помочь спортсмену достичь высоких результатов. А будет ли он при этом идеальным во всем остальном?
Очевидно, что четкий портрет исключительного во всех отношениях тренера вывести не удастся, ведь понятие "идеальный" слишком субъективно.
А что, если посмотреть на "идеального тренера" с разных сторон? Идеальным наставник может быть с точки зрения:
-
блестящих результатов спортсмена;
-
отношения к детям и умения налаживать с ними контакт;
-
комплексного подхода;
-
собственных профессиональных достижений, которые могут служить образцом для подражания его подопечных.
В первом случае шансы спортсмена достичь высот значительно повышаются. Но ему следует быть готовым чем-то пожертвовать взамен. И, скорее всего, это будет личное время, свобода, самооценка или какие-то морально-этические принципы. Почему? Да потому что идеальный тренер с точки зрения результатов спортсмена будет практиковать тоталитаризм, дисциплину и полное погружение в спорт и тренировки без каких-то отступлений. Ведь именно это многим и помогает достичь успеха на спортивном поприще и стать чемпионами.
В свою очередь тренер, идеальный с точки зрения отношения к своим воспитанникам, будет почти полной противоположностью своему оппоненту, ставящему во главу стола успех. Он будет прекрасно находить контакт с любым ребенком, отлично коммуницировать, корректировать процесс тренировок и давать советы в различных вопросах, даже в подборе одежды для танцев. А подопечные будут с большим удовольствием посещать его занятия.
В таком подходе есть свой плюс: он предполагает формирование у юных спортсменов любви к спортивным занятиям посредством доброжелательного отношения и создания благоприятной обстановки. Но есть и существенный минус: подобная тактика взаимодействия с высокой долей вероятности не приведет к высоким достижениям. Ведь эмпатия, доброта и трепетное отношение к воспитанникам в целом автоматически исключают строгую дисциплинированность, четкое исполнение поставленных задач и столь необходимое будущим чемпионам упорство.
Да, это вовсе не значит, что занимаясь с добрым и понимающим тренером, спортсмен лишается возможности стать чемпионом. Но вероятность все же значительно снижается.
Тренер может быть идеальным с точки зрения комплексного подхода и принципа разумности. Такой наставник относится к особенно ценной, мудрой категории. В чем же это проявляется? Как бы это не звучало, но первую очередь, в отсутствии ревности к своим ученикам. Такой педагог не отказывается признавать, что определенные элементы его подопечному лучше отработать с другим тренером, который, по его мнению, более компетентен в конкретных вопросах. При возникновении такой необходимости он не то что не препятствует занятиям "на стороне", но даже поддерживает своего ученика, подсказывает, к кому можно обратиться по тому или иному вопросу.
Наставник, практикующий комплексный подход, понимает, что дополнительные тренировки у другого преподавателя пойдут только на пользу. Он не боится ухода спортсмена и не предпринимает никаких попыток его удержать. Примечательно, что от такого тренера никто никуда уйти и не стремится. Именно свобода и право выбора особенно удерживают учеников.
Немного о профессиональном успехе самого тренера. Может ли наставник, имеющий значительные достижения называться идеальным? В какой-то степени да, но только конкретно в этом направлении.
Не стоит путать понятия "идеальный тренер" и "успешный". Ведь успех - это положительный результат достижения целей в задуманном деле, что не является тождественным понятию "идеала". Успешный - значит благополучный, удачливый, но никак не безупречный. Очевидно, что успешный тренер - это вполне себе реальный человек, которому удалось реализоваться в профессии, в то время как идеальный наставник существует лишь в нашем воображении.
В целом, "идеальный" тренер - как родитель. Он может быть строгим и добрым, принципиальным и компромиссным, в меру пристрастным и справедливым. Он направляет не только в танце, но и в жизни. Готов поддержать, посоветовать, может помочь с подбором образа для выступлений или в покупке тренировочной одежды.
Такой педагог будет всегда нацелен на помощь своему воспитаннику в получении бОльших результатов и достижении высот. Он не станет воспрепятствовать его развитию и пусть даже у другого педагога. Ведь для "идеального" тренера главным является не показательная реализация собственных амбиций, а их удовлетворение через успех учеников. Именно достижения подопечных являются наивысшей наградой наставника, который преподает по призванию.
Резюме
-
Идеальный тренер может быть таковым с точки зрения:
-
достижений и физической подготовки;
-
создания благоприятной атмосферы и особой коммуникации;
-
комплексного подхода;
-
собственного успеха;
-
основ.
-
Есть ли такие? Судить вам.